zhur_faq


Журналистика. Вопросы и ответы по СМИ

журналистика, реклама, PR, иллюстрирование, издательство, авторское право и пр.


Двутекстие
nzhil
Сколько же раз я отвечала на подобные вопросы... Можно ли отправлять текст сразу в несколько изданий? А что будет, если отправлю в одно, там не утвердят, а в другое уже поздно? А если закажут сразу из двух? 

Что тут ответить? Радуйтесь, что заказали не из трех. 
Начинающие авторы, придумав что-то интересненькое, начинают бояться, что это последние их мысли, поэтому их срочно надо пристроить в несколько изданий, желательно раскрученных, шоб и деньги, и слава, и без лишних напрягов. 

Обычно я от подобных экспериментов отговариваю. Вот и сегодня
Но тут я задумалась, может, у меня не хватает профессионального опыта? Не в смысле, что писала мало, а - я ж никогда не отправляла одну идею одновременно в несколько редакций.
Может, я упустила новый тренд и все пишут тексты-близнецы, а потом особо не напрягаясь, получают пять гонораров за одну идею? 
Вы так делали когда-нибудь? 
Для сохранения конфиденциальности можете писать "Я не делал, но я знаю одного мальчика, который..."
Поделитесь опытом: получалось ли пристроить похожие тексты? Вас раскусили? 
Интересует и моральная сторона.


Если вдруг работа встала...
nzhil
Креативная вохновительница Даша daria_mare создала сообщество mi_pishem
Для тех, кто хочет писать, но испытывает непонятные трудности (ленится, на самом деле, но Даша пишет такие шикарные побудительные посты, что сразу хочется достать блокнот и выполнить все рекомендации). 

Ее советы можно применить и в журналистике. 

Оригинал взят у daria_mare в ПРАКТИКА 7. ПРОБЛЕМНО-РЕШИТЕЛЬНАЯ.
Дорогие друзья!

Как и следовало ожидать, в процессе работы вы столкнулись с проблемами. Это бывает почти всегда: в голове, вроде, есть идея или даже сюжет, задумка начинает оформляться, вы бодренько пишите план и - бам! - стопор. Как в анекдоте: "Осторожно, впереди шлагбаум-баум-баум!". Вы чувствуете, что попали в мышеловку, крутите идею так и этак, и ничего не выходит. Часто случается так: что на этом этапе автор бросает идею, думая, что она оказалась плохой и надо будет придумать новую... Когда-нибудь потом... К сожалению, это потом никогда не наступает, и прекрасные книги, на обложке которых могла бы стоять ваша фамилия, замечательные рассказы с вашей подписью так и остаются ненаписанными. Очень жаль! Давайте постараемся не допустить этого "срыва"! Те, кто сидел на диете, знакомы с подобным "шлагбаумом", когда поначалу жевание капусты проходит весело и бодро, а потом случается что-то непонятное, и вы обнаруживаете себя поедающей в 2 часа ночи пирожные с самым жирным кремом. Это называется срыв, это естественно, но нам это не нужно. Будем бороться.

Итак, рассмотрим, с какими проблемами чаще всего сталкиваются начинающие авторы, и возможные пути их решения.

- Читать дальше...Свернуть )


Фактчекер и его отсуствие в российской журналистике
sex
rijella
Фактчекер - от английского fact checker - тот, кто проверяет достоверность информации.
Такая должность есть практически во всех иностранных СМИ, особенно тех, которые дорожат своей репутацией и.. финасовым благом. Ведь проще нанять на ставку человека, который будет проверять каждое слово, чем потом нести отвественность за эти самые слова в суде.
Читать дальше...Свернуть )

В помощь журналисту, не только начинающему...
sex
rijella
В процессе моей практической деятельности, в основном корреспондентом информационных агентств, у меня сложились некие заповеди, которые позволили мне работать четко и в любой ситуации. Надеюсь, то, чем я поделюсь ниже, будет полезно и начинающим журналистам, и, возможно, уже практикующим.

1. УЛЫБАЙТЕСЬ
Улыбайтесь, снимая телефонную трубку. Не важно, снимаете вы ее чтобы позвонить или чтобы ответить на звонок. Улыбайтесь, это поднимет Вам настроение, и собеседник на том конце почувствует Ваш положительный настрой, так что разговор пойдет легче, а если он, вдруг, не состоится, то у вас не будет столь печального осадка.

2. ПИШИТЕ
Записывайте интервью и комментарии на бумаге. Журналисты кто? Правильно, акулы ПЕРА! Не мышки, не клавиатуры и даже не айфона, а пера. Я всегда все интервью веду под запись от руки, несмотря на работающий диктофон. Я не помню в своей практике, чтобы мне пришлось в итоге пользоваться аудиозаписью. Во-первых, многие уже, думаю, разучились писать ручкой, а зря! Во-вторых, бывают ситуации, когда диктофонная запись невозможна, например, пресс-туры на производство. В-третьих, с диктофонами и техникой вообще случается всякое: могут сесть батарейки или потеряете девайс - все, материал проебан. (Да, я резка в выражениях :) ). Но пишите понятно, как минимум Вам. Для этих целей есть общепринятыен сокращения - не поленитесь, поищите. Хотя бывает так, что приходится запись отдавать на расшифровку другому человеку (кстати именно поэтому общение лучше записывать и на диктофон, и от руки).

3. БЛОКНОТ
Всегда имейте с собой блокнот, особенно если идете на какое-либо событие. Увы, современные журналисты расхолажены тем, что многие компании в процессе евентов дарят журналистам промоблокноты. Но такое бывает не всегда. Имейте свой. Кстати, удобнее всего носить с собой блокнот А5 формата, в клеточку и на пружинке. В таком формате писать легче, тем более в клеточку еще и рисовать, а что касается "пружинки", то так легче вырывать листы - всякое бывает.
Увы, очень печально, когда журналисты идут, надеясь на готовое, и в итоге пишут на пресс-релизе или в своем ежедневнике... Это наносит урон репутации не только журналиста, но и СМИ, которое он представляет. Кстати пресс-релизы и пресс-портреты необходимо лично распечатывать и брать с собой на каждую встречу!

4. ПИШУЩАЯ РУЧКА
Носите с собой всегда не менее двух пишущих ручек! Одна может отказать, другую можете дать забывчивому коллеге. Как только на одну ручку у Вас стало меньше в сумке - срочно доложите новую, которая пишет. У меня во всех сумках по ТРИ пишущих ручки, в основной сумке - еще одна - красная. Это не такой уж тяжкий груз, но полезный. Даже в кофре фотоаппарата у меня лежит пишущая ручка. Лучше все это хранить в ярком пенале :) - сразу найдете.

5. КАРАНДАШ
Всегда имейте при себе простой пишущий карандаш, лучше твердо-мягкий, можно обычный (тогда два, вдруг один сломается), можно механический.
Карандаш пишет на мокрой бумаге, чего не делает ручка, и не растекатеся.
Был в моей практике случай, когда к нам приезжал господин Шойгу. Говорил он очень тихо, так что с диктофоном подойти было никак, к тому же вокруг было кольцо из охраны и кольцо из его коллег. Общение шло на улице, и пошел дождь. Все, мои коллеги впали в шок. Я же достала из сумки механический карандаш и спокойно продолжила писать. Коллеги впали в еще более глубокий шок.

6.КОНТАКТЫ
Всегда у всех, с кем общаетесь, берите визитку или записывайте номер телефона. 
Все номера, с которыми Вам когда-либо приходилось работать, все имена записывайте в единую записную книжку! ВСЕ!!!
В том числе e-mail, skype и icq. Лучше для этих целей использовать алфавитизированную записную книжку в кожаном переплете. За такую свою я благодарна одному из дааааавних евентов РЖД. С телефонами и визитками бывает всякое. В конце каждого дня я записываю все номера телефонов и контактные лица в такю книжку. Мне не страшен взлом моих ПК (т-т-т), потеря телефонов (т-т-т) и даже памяти (Т-Т-Т).

7. ЗАКОН О СМИ и КОДЕКС ПРОФЭТИКИ
Прочтите, не поленитесь.

Проблема современных "журналистов"
sex
rijella
Чем дальше в лес -  тем больше дров, вот только дрова эти, увы, все чаще попадаются в профессии. Увы, слов на соврменных, молодых журналистов и желающих ими быть не хватает.
Проблема современных журналистов не только в том, что они "УЖЕ журналисты" и УЖЕ власть, как верно отметил главред журнала De Facto Максим Гальперин, но и еще в том, что они ленивы и спасибо в этом современным технологиям в лице Интернет.
Ленивы страшно. Проще говоря, современные, молодые журналисты не хотят лишний раз оторвать свой зад, чтобы найти тему, факты и иллюстрации к ней, или героя. Не то что зад, даже иногда трубку не поднимают - есть социальные сети и мессенджеры, ведь комментарии можно и так получить! Даже на различные евенты ходить ленятся - ведь будет пострелиз. Тьфубля!

Однако журналиста, как и волка - ноги кормят. Самое интересное в моей практике было найдено отнюдь не в сети, а самые лучшие интервью или комментарии получены лично. Почему? Потому что ваши глаза и уши - ваши лучшие информаторы, ведь от них не скроется мимика или интонация. 

Если Ваш спикер предлагает пообщаться по аське или скайпу - настаивайте на разговоре или личной встрече. Кстати на стречу лучше проситься на территории спикера, мотивируя "а Вам где будет комфортнее?". Во-первых, у человека на его территории могут быть интересные для вас иллюстрации - документы, фотографии, аудио-, видеозаписи, что исключит расхожий случай "ну у меня там есть, я вам потом (читай НИКОГДА) покажу". Во-вторых, в этом случае Ваш спикер может привлечь к общению своих коллег - других экспертов. Таким образом интервью или комментарий могут вылиться в интересный материал, а вы полните личный список занкомых вам экспертов! В-третьих, при таком раскладе всегда можно что-то подслушать или подсмотреть :). В моей практике было так, что проверка в шутку нереального слуха вылилась в отличный, скандальный материал на две полосы в КП. Правда после этого я потеряла работу и пока не утихли страсти, мне везде отвечали "да, мы бы хотели, но не можем...".

Вообщем, дорогие журналисты, не ленитесь и будете вознаграждены! 

От аллегро до...
nzhil
 А вы умничаете перед читателями? Понадобилось в одной статье обозначить смену темпа от быстрого до медленного. Хотела написать примерно так «темп менялся от аллегро до…», как обозвать «медленно», полезла подглядывать в википедию. Ларго. Вспомнила, что знала. Но использовать в тексте не стала. Вдруг читатели тоже знали, но не «вспомнили».
Как вы поступаете, если есть шанс блеснуть эрудицией (да, в моем случае, только наполовину, но читатель-то не знает)? Умничаете или предпочитаете, чтобы было понятно и доступно? 

Прочь, рутина! Пишем статьи весело
сыромоно
loveanda
Всем привет. Меня зовут Ольга Дворецкая. Я написала этот пост для сообщества женщин-вебмастеров, где являюсь администратором. Девочки-вебмастерицы пишут по 2-3 статьи в день, но не для журналов и прочих СМИ, а на свои сайты. Многие из них пишут по ночам, когда спят дети. Многие подрабатывают копирайтерами и строчат по 40-60 тысяч знаков в день... Для них я и написала пост о том, что помогает мне настроиться на творчество и поймать вдохновение. Надеюсь, что кое-что из моего опыта пригодится и профессионалам-журналистам. :) 
Читать дальше...Свернуть )

Как этично оформлять комментарии?
daria_mare
Друзья, столкнулась тут с такой проблемой. Для статьи нужны комментарии экпертов. Один из приглашенных специалистов пожаловался на негативный опыт общения с представителями глянцевых журналов. Мол, некоторые части из предоставленного им комментария журналист вставил в статью без ссылки на эксперта... подлюга, словом.

С одной стороны, да, неэтично. С другой стороны, допустим статья на тему, незнакомую журналисту. Он не то, что не может высказать свое мнение, но даже не очень четко представляет, о чем речь. Скажем, статья о сезонных особенностях миграции хорьков на севере Испании. Как пишутся такие статьи? Понятное дело, информацию журналист может взять исключительно из других источников. Как это сделать "этично", чтобы потом не было недовольных экспертов? Статья, целиком состоящая из ссылок, смотрится не комильфо. Что вы делаете в таких ситуациях? Поделитесь, пожалуйста!

Как я докатилась до такой жизни...
sugar_stone

… и работы журналистом, а точнее, шеф-редактором волгоградского глянцевого журнала, в частности. Стоит отметить, что основная сложность состояла в том, что катиться, веся 40 кг и не имея способствующих этому процессу выпуклостей, было не очень просто )))

В остальном же ничего сверхсложного и криминального, да.

Ну, так что же?

Сейчас я не могу назвать определённого момента в своей жизни, когда у меня появилось желание быть известной журналисткой.  Других вариантов, собственно, не рассматривалось. Естественно, известной, а как же ещё?

Если честно, мне кажется, что большинством людей, причастных к этой профессии, в той или иной степени обязательно должно двигать чувство тщеславия. По крайней мере теми, кто работает именно в телевизионном направлении.

 

Читать дальше...Свернуть )

 


ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ...
nzhil
Originally posted by daria_mare at ДЛЯ ТЕХ, КОМУ НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ...
Не знаю, как вы, а я почему-то впадаю в спячку не зимой, а именно в преддверии весны. Предвесенние месяцы - самые спячные, и хочется толстой гусеницей завернуться в одеяло-кокон и пролежать такой мумией до тепла, а там, авось, выпорхнет бабочка. Но бабочка, это капризное существо, не всегда соглашается трепетно взмахнуть крылышками, приходится ей помогать.

Я напишу, что лично я для себя открыла, какие приемы самоорганизации действительно оказались эффективными. А вы, если что, дополняйте.

Советы... )

?

Log in